2024-08-29 12:48:00
Сегодня я хотел бы поговорить о религиозно-мистическом течении: каббале.
Что такое каббала? Проще говоря, это система еврейского мистицизма, которая описывает план творения, согласно тому, как это представляют каббалисты и показывает путь обратно к Божественной сути из нашего существования здесь, на Земле. И все это о закономерностях, поиске закономерностей в вещах, поиске того, как все вписывается в большую организованную структуру, и видение лица Бога, видя при этом некую закономерность. Так что, в общем и целом, это и есть каббала.
Я собираюсь немного поговорить о том, как каббала возникла, как духовная традиция. И я собираюсь поговорить о некоторых ключевых концепциях в каббале. Цель сегодняшней лекции будет немного поговорить об истории каббалы и о том, откуда она взялась. Мы все были знакомы с некоторыми из более распространенных или, возможно, просто более известных конфессии иудаизма - в наше время есть консервативные, ортодоксальные, ультраортодоксальные, реформированные евреи и т. д., но не многие знают о каббалистике, которая является скорее маргинальным верованием в более широком контексте иудаизма, раввинской религии или израильской религии. Во многом так же, как христианский мистицизм находится на периферии или на полях основного экзотерического христианства. Но эта школа каббалы, эта традиция каббалы - это не что-то, что является просто современным нововведением, она восходит к Библейским временам, на самом деле она восходит к Ветхому Завету - истокам школ каббалы. И поэтому для того, чтобы понять, откуда взялась каббала, нам сначала нужно понять историю пророка Иезекииля.
Итак, Иезекииль — ветхозаветный пророк. Он жил в конце 500-х годов до нашей эры. Он дожил до разрушения Иерусалима войсками Вавилона и изгнания людей, живших в Иудейском царстве, в Вавилоне, где они были независимой страной. Он стал свидетелем разрушения храма Соломона, о котором он всю свою жизнь пророчествовал и говорил, что настанет день, когда этот храм будет разрушен. У Иезекииля также было несколько видений нового храма, небесного храма и престола Божьего. Именно эти видения и содержание этих видений стали важными для более поздних еврейских мистиков. На самом деле видения Иезекииля и история его жизни представляют собой отход от видения присутствия Бога или Шехины, как пребывание в определенном месте на земле в определенном храме, построенном по определенному проекту. И многое другое, видение присутствия Бога как чего-то трансцендентного, что может быть где угодно одновременно, и к чему можно получить доступ, если мы знаем шаги, необходимые для этого. И поэтому видения Иезекииля на самом деле открыли путь для прямого опыта Божественности без посредничества священства в контексте иудаизма. Итак - что же это были за видения, которые были у Иезекииля, которые проложили путь для этого нового способа познания Бога в иудаизме, этого более мистического способа познания Бога?
Одно видение, которое у него было, было о, как я уже сказал, новом храме: новом храме, который имел огромные размеры и находился не на горе Сион, как старый храм. Поэтому у нас есть этот радикальный сдвиг от конкретноо инструкции, которые Бог дал царю Соломону о строительстве храма в этом конкретном месте и по этому конкретному проекту. И я остановлюсь только на этом, пока Иезекиилю не покажут храм, который не только, кажется, находится в другом месте, но и, возможно, даже не на земле, потому что размеры этого храма настолько велики, что кажется, что это своего рода духовный храм, а не физический храм - храм, который может существовать только на небесах, а не на земле. И это новый план творения и человеческой жизни, который на самом деле и представлял собой храм. Но более важное видение, которое есть у Иезекииля, которое становится основой каббалы, - это видение Меркивера, колесницы или престола Божьего. Так что это видение, которое есть у Иезекииля, где он видит престол Божий, и он видит чины ангелов, которые окружают престол Божий.
Так что Иезекииль видит Всемогущего, сидящего в центре видения, и вокруг него есть ангелы, которые подобны живому пламени огня, и вокруг него присутствуют ангелы, у каждого из которых по четыре крыла и четыре лица, и крылья соприкасаются, и их четыре лица - это лица человека, быка, орла и льва, которые, по совпадению, являются символы четырех фиксированных знаков зодиака в древние времена, но мы не будем вдаваться в подробности сегодня. А затем за пределами этого присутвует трон на платформе из того, что выглядит как стекло, находятся ангелы, которые выглядят как ряд колес внутри колес - своего рода гироскопические сущности, которые покрыты глазами. И вот откуда вы получаете стереотип Библейски-точных ангелов, из этого видения. Так что то, что мы видим, это видение различных слоев вокруг престола Бога, вокруг присутствия Бога, и это приходит в форме последовательных порядков или рангов в ангельской иерархии, настолько близкой к Богу. У нас есть серафимы живого огня, а затем за пределами этого херувимы с лицами живых существ, и за пределами этого у нас есть офенины, которые являются колесами Престола. В создании этого многоуровневого разделения, Иезекииль показывает, что последовательные степени разделения между присутствием Бога и остальным миром. Есть причина, по которой эти степени разделения необходимы. Это потому, что идея присутствия Бога в иудаизме связана с идеей святости, а быть святым - значит быть незапятнанным материей мира, это быть отделенным и чистым. И в первоначальном Храме, который, как было сказано, где, как говорили, Бог пребывает в Святая Святых, эта святость, эта чистота сохранялась благодаря наличию внутренней комнаты, которая была отделена от внешней комнаты храма, а внешняя комната храма, в свою очередь, была отделена от других комнат храма, и которая была отделена от остальной части города. Поэтому для того, чтобы войти в более святые слои, требовался период очищения и ритуалы очищение, чтобы изгнать нечестие и воплотить святость.
Один из способов думать об этом в современных терминах - если вы подумаете о любом научно-фантастическом фильме, который был о распространении глобальной пандемии или какой-то ядерной зимы или какой-то мутации или грибке или чем-то, что распространяется среди населения в целом, то вы, вероятно, увидите сцену, где люди в защитных костюмах идут из внешнего мира, где находится загрязнитель, в более безопасный объект помещения. Они входят в одну комнату, а затем двери за ними закрываются, и их дезактивируют, а затем открывается другая дверь, и они входят в новую камеру, а затем дверь запечатывается, и их снова могут дезактивировать, а затем дверь в эту камеру открывается и они входят обратно с остальной частью безопасного объекта. Так что это очень связано с идеей о необходимости очистить себя и стать святым, чтобы войти в присутствие святости. И для этого был некий процесс.
Когда мы говорили о физическом храме, символизм этого был довольно прост. Но если мы говорим о нас - в вопросе о прямом контакте с Богом в форме некоего духовного места, с которым происходит контакт, то как мы тогда сохраняем эту концепцию святости и обособленности Бога и остаемся нетронутыми тем, что исходит из менее святого мирского царства? И именно этого достигает видение Меркабы. Оно создает множественные уровни, через которые должно пройти проявление Бога, прежде чем оно сможет достичь человечества, и наоборот. И это видение Иезекииля стало основой того, что позже было названо традицией Меркавы или мистицизмом Меркабы, которая составляла часть еврейской религии в течение сотен лет.
А затем следующий человек, который становится важным в мистицизме муркивара с целью объяснения каббалы, является человек по имени Рабби Акива. Рабби Акива был очень интересным человеком: он участвовал в восстании Бар-Кохбы в Иудее и придумал новое новшество в способе чтения Торы и чтения Писания. Он считал, что каждая буква еврейского алфавита, и не только каждая буква, но и каждая кривая, каждая линия, каждая форма каждой буквы еврейского алфавита, имеет некое скрытое значение. И поэтому можно найти скрытые коды и более глубокие уровни смысла в Писании или в любом слове на иврите, рассматривая символику букв. И это позже легло в основу Гематрии, еврейской формы нумерологии, где числа приписываются буквам еврейского алфавита, но им также приписывалась другая символика. И, возможно, еще одна вещь, которую стоит упомянуть, заключается в том, что многие из мистиков Муркова были активны примерно в то же время в истории в Иудее, что и гностики и другие мистические группы, такие как ессеи, были активны в этой части мира, поэтому вполне возможно, что такие группы, как гностики и ранние предшественники каббалистов, влияют друг на друга или, с другой стороны, они могут просто представлять разные ветви одного и того же явления школ еврейской или иудейской мысли, которые имеют более мистическую склонность или более эзотерическую склонность. Но каббалисты не просто пытались определить широкие слои небес, которые отделяли чистое присутствие Божественности от человечества, но они пытались найти план всего творения поверх этого во многом так же, как Храм можно рассматривать в символическом смысле как чертеж Вселенной, а также духовно совершенного человека и его внутренней жизни.
…из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. «...» на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. «...» и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.
— Иез. 1:5—24