2024-06-15 05:01:00

Самые неясные учения гностических Евангелий

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №1
 

В течение последних трех столетий различные папирусные рукописи были раскопаны во многих местах на юге Египта. Тайные рукописи написаны на коптском языке, древнем языке, на котором говорили в Египте в римский и ранневизантийский периоды. Содержание этих рукописей было идентифицировано как гностические тексты. От скрытых загадочных высказываний Иисуса до сильно метафорических описаний апокалиптических видений. Являются ли эти тексты секретными кодами, ожидающими расшифровки, или просто пережитком прошлой доктрины, которая когда-то процветала? В этой лекции мы исследуем некоторые из самых загадочных текстов пяти гностических Евангелий и попытаемся разгадать тайну их происхождения и цели.

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №2
 

Гностицизм — религиозная секта, возникшая в I веке нашей эры, преимущественно среди еврейских и раннехристианских общин, а позднее образовавшая также исламские ответвления. Слово «гностицизм» происходит от греческого «гностикос», что означает «обладающий знанием». Гностики верили, что спасение пришло не через Иисуса Христа или земных религиозных авторитетов, а скорее посредством эзотерической мудрости и личного духовного опыта, называемого (гнозис). В гностическом мировоззрении физическая материя зла и порочна, чист только невидимый духовный мир. Гностики считали, что Бог, создавший наш материальный мир, был меньшим божеством, а не истинным. Его зовут Ялдаваоф или Демиург, часто изображают с головой льва и змеиным телом. Вместо этого они верили в Высшее доброжелательное Божественное Существо, называемое «Первородным Создателем», которое превосходит «злую» материю. Конечно, гностические верования сильно противоречили ортодоксальному христианству, и ранняя церковь считала их ересями. Что вызывает глубокое недоумение в гностических писаниях, так это то, что они гораздо более мистичны и метафоричны, чем канонические тексты Нового Завета, что удручающе затрудняет расшифровку именно того, что они пытаются передать, как мы увидим на протяжении всей этой лекции.

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №3
 

Среди самых известных из этих текстов – ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФОМЫ. Текст представляет собой не повествовательный отчет о его жизни, а сборник высказываний, приписываемых Иисусу, которые никогда не получали широкого распространения. Книга заканчивается очень противоречивым стихом под номером 118, в котором изображен разговор между Симоном Петром и Иисусом:

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №4
 

Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.

  • Евангелие от Фомы, 118

Давайте просто поблагодарим, что это апокрифическая книга, не имеющая ничего общего с действующим христианским каноном. Но может в этом скрыт какой-то символизм (образ)?

В другом стихе Иисус говорит о Себе:

Иисус сказал: Я — свет, который на всех. Я — все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там.

  • Евангелие от Фомы, 81
Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №5
 

Возможно, писатель пытается передать, что Иисус Вездесущ, хотя выбор слов довольно необычен, если не сказать больше.

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №6
 

СОФИЯ (мудрость) ИИСУСА ХРИСТА — один из самых мистических из всех гностических текстов, с которыми мне приходилось сталкиваться. В нем говорится о сотворении богов, человечества и вселенной и содержится 13 экзистенциальных вопросов, заданных учениками Иисусу. Например, такие вопросы, как «почему все возникло?», на что Иисус отвечает:

Я пришел из Вечного, чтобы рассказать тебе все. Великий Дух был Творцом, обладающим силой создавать и проектировать форму и структуру. Это позволило проявиться сокровищу, скрытому внутри Него. По Своей милости и Своей любви Он хотел принести плод от Себя – чтобы Он не был одинок в Своем богатстве.

  • София (Мудрость) Иисуса Христа, 18-19

Или когда Фома спросил о количестве существующих вселенных, на что Иисус загадочно отвечает:

Первородный Создатель быстро создал двенадцать вселенных для шествия двенадцати ангелов. Все это было прекрасно и приятно. Потом у подчинённого развился изъян.

  • София (Мудрость) Иисуса Христа, 49
Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №7
 

«Изьян у подчиненного» может быть отсылкой к тому, как вообще возникла физическая материя. Это произошло, когда София, существо меньшее, чем Первородный Создатель, попыталась использовать свои творческие силы, не обращаясь к Нему, поэтому она случайно создала материю вместе с Ялдабаофом, уродливым меньшим божеством, которое, в свою очередь, использовало эту материю для создания нашего мира. Это объясняет, почему гностическая доктрина противостоит концепции материи, поскольку она возникла в результате «ошибочного» действия. Книга представляет собой глубоко абстрактное чтение, наполненное всевозможными загадочными метафорами. Вы зададитесь вопросом: в чем именно заключается значение этого интенсивного символизма?

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №8
 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФИЛИППА, пожалуй, одно из самых противоречивых в списке, поскольку оно содержит беспрецедентные упоминания об отношениях Иисуса с Марией Магдалиной, до такой степени, что другие ученики начинают ревновать:

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №9
 

Женщина, не родившая собственных детей, может оказаться матерью ангелов. Такова была спутница Сына — Мария Магдалина. Господь любил Марию более всех других учеников, и Он часто целовал её в уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: «Почему Ты любишь её более всех нас?».

  • Евангелие Филиппа, 55

Излишне говорить, что вокруг целибата Иисуса возникло много споров. Возможно, на самом деле этот стих вдохновил печально известное Евангелие от жены Иисуса, отрывок из папируса, появившийся в 2012 году, вызвавший безумие в средствах массовой информации вызвал шок в Библейской науке, однако после тщательной проверки типографики и стиля композиции, а также после анализа самих чернил был сделан вывод, что предполагаемое «Евангелие» было не более чем подделкой 21 века, и среди ученых до сих пор сохраняется консенсус, что Иисус был безбрачным.

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №10
 

В Евангелии от Филиппа также содержится очень интересное утверждение о сотворении мира:

Мир сей появился, (наверное), по ошибке. Ибо тот, кто создавал его, желал создать прочным и бессмертным. Но он так, (видимо), и помер, не добившись своего. Ибо не наступило нерушимости мира сего, как и того, кто его создавал.

  • Евангелие Филиппа, 99

Этот стих, возможно, является отсылкой к Ялдаваофу и основному гностическому постулату о том, что «Истинный Бог» никогда не может быть вовлечен в создание чего-то нечестивого, такого как материальный мир, полный страданий, невежества и отделения от «Божественного».

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №11
 

Еще одним весьма загадочным гностическим произведением является «Коптский апокалипсис Павла», в котором рассказывается о пророческом видении, пережитом апостолом. Павел направлялся в Иерусалим, когда встретил маленького ребенка, у которого спросил дорогу. Оказывается, с Павлом разговаривает Святой Дух, принявший образ ребенка. Дух говорит:

Пусть твой ум (νοàς) проснется, Павел, и увидит, что эта гора, на которой ты стоишь, это гора Иерихон, чтобы в том, что явно, ты смог узнать скрытое.

Затем Дух ведет Павла через десять небес. Путешествие по первым трем было – небогатым на события, но на четвёртом небе Павел становится свидетелем того, как человеческая душа призвана из страны мёртвых и подвергается избиваниями множеством существ, напоминающих богов. Душе сообщают о совершенных ею грехах, и для дачи показаний приводят свидетелей, после чего душа снова низвергается на землю, чтобы обитать в подготовленном для нее теле. Отправляясь на седьмое небо, Павел встречает пожилого человека, у которого «... одежда была белая. Престол Его... был в семь раз ярче солнца». Пожилая Божественная фигура пытается помешать Павлу подняться на небеса. Упомянутое здесь Божество может быть отсылкой к еврейскому богу Яхве, и изображение Его в этом негативном свете делает эту книгу решительно гностической и антисемитской по тону. Видение заканчивается тем, что Павел достигает десятого неба, где «приветствует своих товарищей-духов».

Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №12
 
Самые неясные учения гностических Евангелий, изображение №13
 

Взгляните на этот двусмысленный стих из ЕВАНГЕЛИЯ ИУДЫ и попытайтесь представить, к чему он может относиться? Иисус сказал:

Истинно говорю тебе, звезды свершают за них за всех. И когда Сакла завершит срок, отведенный ему, появится первая звезда и род новый, и свершат, что было сказано. Тогда будут блудить во имя Мое, и умертвят детей своих...

  • Евангелие Иуды, стр. 53

Такое весьма символичное послание открывает дверь для диких спекуляций относительно скрытого смысла каждой фразы. Возможное объяснение этой первой строки может заключаться в том, что небесные тела играют определенную роль в осуществлении апокалиптических событий. Сакла — еще один гностический термин для обозначения Демиурга, и здесь говорится, что божеству назначен определенный срок, после которого произойдет значительное событие. Что это за событие? Похоже, это связано с завершением какого-то Великого Божественного Плана. Может ли это пророчество предсказывать что-то, что действительно произойдет в нашем реальном мире? Или это просто нечто другое, вроде символизма? Ваша догадка так же хороша как и моя. Убийство детей может быть метафорой «духовной смерти» будущих поколений. Но кто может сказать, близки ли эти интерпретации к первоначальному замыслу? Точно так же вы никогда не знаете, есть ли определенный смысл в том, что вы читаете, или текст намеренно оставлен на усмотрение каждого, и здесь просто нет правильного или неправильного. Книга содержит и другие необычные учения, которые полностью противоречили ранней Церкви, как в этом случае, когда автор описывает Бога как «светящееся облако света», существующее в Нетленном Царстве, и что первым человеком, которого он создал, был человек по имени Адамас. В отличие от канонических Евангелий, вместо того, чтобы Иуда стал предателем, он изображен как единственный истинный ученик, который правильно понял миссию и смерть Иисуса, и что его акт предательства был фактически совершен в соответствии с инструкциями, данными ему самим Иисусом заранее. Такие практики, как причастие, осуждаются как «каннибализм», похоже, автор думал, что ученики буквально поедали плоть и кровь Иисуса. На сегодняшний день как в Наг-Хаммади, так и за его пределами было найдено бесчисленное множество гностических текстов, каждый из которых предлагает уникальный взгляд на загадочные верования гностиков. Это видео далеко не затрагивает поверхность этой глубоко загадочной доктрины. Неясное происхождение гностических текстов активно обсуждается учеными. Одна теория утверждает, что те, что были найдены, например, в Наг-Хаммади, были похоронены гностической общиной, жившей в Египте примерно в 4 веке, в попытке защитить их от разрушения ортодоксальной церковью. Но другие предполагают, что они были спрятаны намеренно, чтобы сохранить и передать тайные гностические учения будущим поколениям. В связи с тем, что эти тексты весьма туманны и эзотеричны по своей природе, некоторые ученые полагают, что они предназначались только для избранной группы посвященных, таких как знаменитый шифр Копиале, в то время как другие утверждают, что они могут представлять собой уникальную форму повествования мифологических историй, которая была распространен в древнем мире. Есть свидетельства того, что на тексты повлияли восточные религии, такие как зороастризм и буддизм. Тем не менее, по общему мнению, гностицизм имеет еврейско-христианское происхождение. Многие гностические тексты ссылаются на иудаизм, в некоторых случаях с яростным неприятием еврейского Бога. Учение Павла во времена раннего христианства могло быть отправной точкой для гностических идей, поскольку они подчеркивали непригодность иудейского закона и то, что смертное тело принадлежит падшему миру, в то время как только дух может быть спасен, что является важной темой в Гностическом учении. Другие осмеливаются утверждать, что гностические сочинения были созданы тайным обществом, подобным рыцарям-тамплиерам или масонам, и что тексты содержат скрытые коды и символы, раскрывающие тайны этих организаций. Однако на данный момент нет существенных доказательств, подтверждающих или опровергающих это утверждение.

Итак, по сей день мы не совсем уверены, являются ли эти тексты скрытыми кодами, ожидающими расшифровки, или просто пережитком прошлой доктрины, которая когда-то процветала. Тем не менее, их открытие предоставило нам уникальный взгляд на интригующий и сложный мир, который был по большей части забыт в песках времени.

Author: LoreKeeper0

Translate: Ruslan Klimov