2023-07-03 15:00:00

[5] Заповеди Иисуса. Не убей

[5] Заповеди Иисуса. Не убей, изображение №1
 

Сегодня мы поговорим о заповеди "Не убей". И у меня есть сразу вопрос: Применима ли заповедь "Не убей" к современным ученикам? Почему я задаю этот вопрос? Это просто. Похоже мы не достаточно много убиваем. Я бы сказал, что я никого не убиваю. В данном случае мы могли бы сказать, что - да, эта заповедь важна, но не пригодна. Слышали ли вы такое заявление, как "Иисус отменил закон". Возможно Он отменил эту заповедь?

Давайте сначала суммируем то, чтобы было сказано в пред. лекциях:

  • Иисус пришел, чтобы доставить Завет Бога подобно тому, как это сделал Моисей.
  • Завет начинается с благословениями.
  • Ученики - это соль и свет Завета.
  • Иисус говорит: "не думайте, что я пришел отменить..."

Теперь посмотрим на учение Иисуса. Чему Он нас учит?

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Матф. 5:21

"Подлежит суду..." Многие видят это выражение, как цитата из Торы. Они говорят, что таким образом Иисус цитирует Тору. Однако, похоже, что Иисус говорит о учении, или чью-то интерпретацию традиционной инструкции. И я рад тому, что сегодня множество ученых приходят к этому заключению. Откуда мы это знаем? Есть ли у нас какие-то подтверждения? Да, у нас есть подтверждения - Иисус не опровергает Тору. Ранее мы поняли лучше значение выражения из Матф. 5:17 "Не думайте...". В прошлом посте мы это уже обсудили:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Матф. 5:17

Он пришел не для того, чтобы нарушить. Он не осуждает нечто, что было взято из Торы. Он говорит о том, что было когда-то интерпретированно и, чтобы доказать это, я бы хотел бы посмотреть на слова нашего Учителя:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Матф. 5:21

Обратите внимание на выделенные слова. Было ли это им написано или сказано? Позвольте мне привести 2 Библейских стиха:

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
Мафт. 7:24

Как видите, здесь Иисус говорит, что люди, близкие к Нему, они слышат его слова. Он проповедует, он учит и они слышат Его слова.

Очень важная деталь приводится в следующем стихе:

А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
Марк 12:26

Когда Иисус учит, он говорит "кто слушает слова Мои сии", но когда Иисус ссылается на Тору, он говорит "разве не читали вы в книге Моисея...?". Это очень важно. У нас есть некие параллели, которые показывают, что древние люди, могли иметь Библейский авторитет, другими словами, это не просто было сказано Богом древним людям, но одна группа Раввинов другой группе Раввинов, что это люди древние и это мнение ученых. Поэтому древние люди не только были теми, кто получил заповеди Моисея, но они были группой древних Раввинов, которые получили некоторые учения от другой группы Раввинов и мы основываем предположение, что это является важным ключевым моментом - это было сказано, а не написано.

Помню было некоторое обуждение - религиозный Еврей учавствовал в этом обсуждении, он говорил: "Так вы говорите о традиционной интерпретации?" Мы говорим: "Да". И он говорит, что он всегда воспринимает эти слова Иисуса, как слова, сказанные против Торы. Но теперь мы видим, что Иисус обсуждает и говорит о некоторых интерпретациях. Это было талмудическое обсуждение. И, если это как раз тот случай, этот еврей говорит: "В этом нет ничего странного". Ключевая мысль в том, что некоторые люди, если не большинство, верят в то, что Иисус отменил Тору и преподал новое учение. Однако, истина в том, что Он пришел не для того, чтобы отменить (нарушить). Вот, почему он подчеркивает этот факт, потому что многие поверили бы, что Он пришел чтобы отменить (нарушить). Но Он говорит: "не нарушить (отменить) пришел Я, но испонить" и теперь Иисус начинает учение. Он не пытается отменить заповеди Моисея - Он пытается улучшить и скорректировать чью-то интерпретацию. Почему я говорю, что это важно? Это важно, чтобы мы должны понять, что Он учит нас, как соблюсти заповеди, а не как отменить и нарушить. Поэтому Иисус не критикует Тору - он корректирует понимание людей и применение таковых.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Матф. 5:21

Я выделил слова из этого стиха: "не убивай". На иврите есть множество ключевых слов, которые имеют значение "убийство". Слово, которое используется в Исходе 20 главы, мы можем найти среди 10 заповедей и, в частности, я говорю о стихе 13-ом - эти слова говорят о очень важной вести.

Не убивай.
Исход 20:13

В словаре Стронга, слово используемое в этом стихе под номером 7523:

ratsach

רָצַח

означает: убить, свалить с ног

Это говорит о том, что когда мы говорим о убийстве в книге Исхода 20:13, у нас есть следующий оттенок: это нечто преднамеренное, обдуманное заранее и сделанное умышленно. Это не применимо к убийству животных, это не относится к тому, чтобы защитить дом или нечаянному убийству. Здесь говорится о том, что было обуманно с осторожностью. В этом и проблема. А Иисус адресует ключевую мысль.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Матф 5:22

Проблема следующая - мы согласны, что плохо убивать, но как нам избежать гнева на своего брата. Довольно просто быть гневным на того, кто живет на Камчатке. Так? Но, на кто-то, кто живет рядом мы довольно часто злимся. "Кто же убьет", говорит Иисус, "подлежит суду" (Матф. 5:21), а в след. стихе Он говорит: "гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (слово "напрастно" отсутствует в переводе KJV). Другими словами, Иисус говорит, что совершать убийство равносильно гневу на брата. Он усиливает заповедь Моисея, вместо того, чтобы его отменить. Давайте посмотрим на слова из стиха Матф. 5:22 "рака" и "Ты безумный (дурак)". Позвольте напомнить, что Иудеи были почетным сообществом и сказать задевающие слова было намного хуже, чем в современном сообществе. Слово "рака", означающее "пустышка" или "бесполезный", являлось сильно оскорбительным. Консул должен был судить человека, который говорит "Ты пустоголовый". Можете ли вы это представить? Сегодня Американский Верховный Суд слышит часто, когда кто-то оскобляет человека. Думаю это непрекращающийся процесс. То же относится и ко второму оскорбительному слову: "безумный (дурак)".

1) Иисус говорит - не гневайся.

2) Он говорит - не используй эти слова, когда говоришь со своим братом.

...затем упоминается алтарь.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Матф. 5:23-24

Обсуждение раввинов о прерывании, ради жертвоприношения были популярны. Некоторые раввины говорят, что было необходимо, прерваться для приношения жертвы, ради вины в случае, если украденная собственность не возвращалась. Так же есть заявление, что нам нужно исследовать себя прежде, чем личность пойдет и подойдет к алтарю Бога.

У меня вопрос - почему Иисус говорит о жертве вины в контексте совершения убийства? Давайте проанализируем эти детали.

Убийство, алтарь, брат, жертвоприношение - это все упоминается в Матф. 5:23-24. Кто приходит нам на ум? Я бы сказал Каин и вместе с Каином появляется Авель. Идея в том, что если я ненавижу своего брата, то даже, если я зол на своего брата - мое приношение, вместо очищения, спровоцирует убийство брата. Думаю, что у нас есть некоторые параллели здесь. Это не единственная параллель, но в этом есть некоторый намек и это учит нас - если вы злы, ваша жертва не сработает. Иисус - жертва и эта жертва не сработает для нас до тех пор, пока мы не простим своих братьев и сестер.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
Матф. 5:25

"Мне кажется, что я прав"... Но Иисус не говорит - признай быстро, когда ты не прав. Он говорит - не нужно беспокоиться о своей праведности. Правы вы или нет - не важно. Он говорит - быстро становитесь друзьями:

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (пенни).
Матф. 5:26

Иисус говорит, что если я отказываюсь становиться друзьями с теми, кто возможно не прав и пойдет к алтарю, то буду вырезан и помещен в тюрьму и мое возмещение убытков не будет пропорционально. Что я отдам за это? Все. Что это значит? Это звучит, как если бы я потерял все, если я не прощу. Другими словами, я потеряю свое спасение. Именно таким образом я интерпретирую "до последнего кодранта" (копейки). Это заповедь является частью Завета. И моя жизнь зависит от соблюдения этой заповеди.

Каков вывод?

Давайте выделем заповеди, найденные в этом стихе.

  • Не злитесь на своего брата. Это часть Завета с Богом. Мое спасение зависит от этого.
  • Будьте примеренными. Именно этому учит нас Иисус.
  • Скорее подружитесь. Если Вам нужно утешение, когда нам нужно делать это? Прямо после прочтения этого текста. Иисус говорит "скорее". Прекрасная заповедь.

Иисус поднимает значимость заповеди "Не убей" до уровня наших сердец. Именно это и значат слова: "Я напишу эту заповедь на ваших сердцах".

Продолжение здесь.

Предыдущий пост.

Автор: Daniel Gordan

Перевод: Климов Р.